Линдман (Lindman 1974, стр. 173) рассмотрел интересный пример гнездового плана, в котором группирующий фактор – случаен. Каждому из 9 субъектов было предложено изучить по четыре списка бессмысленных символов по одной из трех инструкций. Здесь имеется три фактора. Фактор А с четырьмя уровнями, которые соответствуют четырем спискам бессмысленных символов. Фактор B с тремя уровнями, соответствующими трем разным типам инструкций и фактор C с 9 уровнями, соответствующим 9 субъектам.
Заметим, что фактор C (субъекты) сгруппирован внутри фактора В (каждые из трех субъектов, обучаются по одной из трех инструкций). Ниже показан файл данных Nested2.sta из Lindman (1974).
Структура эксперимента может быть представлена следующим образом (через X обозначены комбинации, участвующие в эксперименте):
Фактор А | Фактор В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А1 | В1 | x | x | x |
|
|
|
|
|
|
| В2 |
|
|
| x | x | x |
|
|
|
| В3 |
|
|
|
|
|
| x | x | x |
А2 | В1 | x | x | x |
|
|
|
|
|
|
| В2 |
|
|
| x | x | x |
|
|
|
| В3 |
|
|
|
|
|
| x | x | x |
А3 | В1 | x | x | x |
|
|
|
|
|
|
| В2 |
|
|
| x | x | x |
|
|
|
| В3 |
|
|
|
|
|
| x | x | x |
А4 | В1 | x | x | x |
|
|
|
|
|
|
| В2 |
|
|
| x | x | x |
|
|
|
| В3 |
|
|
|
|
|
| x | x | x |
Таблица 3. Субъект
Для анализа этого плана, сначала откроем файл Nested2.sta. Зададим A, B, и C, как независимые переменные и DV как зависимую переменную. Затем зададим коды для независимых переменных (1-4, 1-3, и 1-9, соответственно).
Как видно из представленной выше схемы плана, фактор С (субъекты) группируется внутри уровней фактора В. Для задания этой группировки, нужно нажать на кнопку Гнездовой план и определить фактор С, как сгруппированный в фактор В. В каждый уровень фактора В группируются 3 уровня фактора С.
Фиксированные и случайные эксперименты обсуждаются на стр. 1803 в этом разделе. Короче говоря, когда уровни фактора выбираются случайным образом из совокупности уровней и нужно получить сведения обо всей этой совокупности, тогда соответствующий фактор будет рассматриваться как случайный. В рассматриваемом примере фактор C (сгруппированный в фактор В) должен рассматриваться как случайный, так как обычно нужно получить сведения относительно всей популяции, из которой случайным образом выбираются субъекты. Поэтому фактор C задается как случайный с помощью кнопки Случайные факторы.
Теперь нужно нажать на OK в стартовой панели и начать анализ. В диалоговом окне Результаты дисперсионного анализа нужно нажать на кнопку Все эффекты. Тогда появится таблица, такая же, как и в книге Lindman (1974, стр. 178).
Анализ плана с повторными измерениями. Как видно план, описанный выше, похож на план с повторными измерениями. Можно рассматривать фактор А (четыре списка бессмысленных символов) как фактор повторных измерений, так как каждый субъект изучал каждый из четырех списков. Фактор B является межгрупповым фактором, как так различные субъекты слушали различные инструкции. Поэтому данные могли быть введены в файл следующим образом:
Чтобы анализировать эти данные с помощью плана с повторными измерениями, нужно нажать на кнопку Переменные и выбрать переменную В как независимую переменную, а переменные с А1 по А4 как зависимые переменные. Затем нужно задать фактор повторных измерений (для этого нужно нажать на кнопку План с повторными измерениями с четырьмя уровнями.
После этого нужно нажать OK в этой панели и в стартовой панели Дисперсионный анализ и перейти в диалоговое окно Результаты дисперсионного анализа. В этом окне нужно нажать на кнопку Все эффекты и появится таблица всех эффектов, представленная ниже.
Видно, что результаты совпадают с теми, что были получены ранее.
Скачать
Актуальные курсы