Следующий пример - пример гнездового плана, когда разное число уровней фактора вкладывается в разные уровни другого фактора. И вновь, такие планы лучше всего исследовать с помощью анализа контрастов..
Милликен и Джонсон (Milliken и Johnson 1984, стр. 415) представляют результаты сравнения 11 различных средств от насекомых, произведенных различными компаниями.
Компания | Продукт | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
A | x | x | x | ||||||||
B | x | x | |||||||||
C | x | x | |||||||||
D | x | x | x | x |
Одна компания производит три различных средства от насекомых, другая—четыре, оставшиеся производят по два типа инсектицида. План эксперимента представлен выше (через X обозначены наблюдаемые комбинации вариантов факторов).
Данные из книги Милликена и Джонсона содержатся в файле Insect.sta. Видно, что главный эффект для фактора Компания—Company может быть оценен обычным способом. Однако для исследования фактора Продукт—Product нужно использовать спланированные сравнения. Точнее, можно задать два контраста для сравнения трех продуктов, произведенных компанией A, один контраст для продуктов, произведенных компанией B, один — для C и три контраста для четырех продуктов, произведенных компанией D - всего 7 контрастов.
Для того чтобы построить эти контрасты, щелкните на кнопке Опции в диалоговом окне Результаты дисперсионного анализа и установите опцию Вводить контрасты для всех факторов вместе. Затем щелкните на кнопке Спланированные сравнения и в появившемся диалоговом окне введите подходящие коэффициенты.
Заметим, что пропущенные ячейки в плане отмечены звездочками, для этих ячеек можно вводить только 0. Ниже показана таблица с результатами одновременного исследования 7 контрастов.
Заметим, что эти результаты слегка отличаются от тех, которые напечатаны в книге Милликена и Джонсона (стр. 422). Содержащиеся там результаты противоречивы и, возможно, имеют опечатку (например, сравните среднее, для последней группы напечатанное на стр. 417 с данными на стр. 415).
Скачать
Актуальные курсы