Уважаемые посетители Портала Знаний, если Вы найдете ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, ее мышью и нажмите Сtrl+Enter. Мы обязательно исправим текст!


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я   

Взаимодействия

Эффект взаимодействия возникает, когда зависимость между двумя или более переменными изменяется под воздействием одной или нескольких других переменных. Другими словами, сила или знак (направление взаимодействия) зависимости между двумя или более переменными зависит от значения принимаемого некоторыми другими переменными. Термин взаимодействие был впервые использован в работе Фишера (Fisher, 1926). 

Отметим, что слово "зависит" в данном контексте не означает причинной зависимости, а просто отражает тот факт, что в зависимости от рассматриваемого подмножества наблюдений (от значения модифицирующей переменной или переменных) характер зависимости будет меняться (модифицироваться). 

Предположим, что имеется две группы студентов, причем психологически студенты первой группы настроены на выполнение поставленных задач и более целеустремленны, чем студенты второй группы, состоящей из более ленивых студентов. Разобьем каждую группу случайным образом пополам и предложим одной половине в каждой группе сложное задание, а другой - легкое. После этого измерим, насколько напряженно студенты работают над этими заданиями. 

Средние значения для этого (вымышленного) исследования показаны в таблице:

  Целеустремленные Ленивые

Трудное задание

Легкое задание

10

5

5

10

Какой вывод можно сделать из этих результатов?

Можно ли заключить, что: 

  1. над сложным заданием студенты трудятся более напряженно; 
  2. честолюбивые студенты работают упорнее, чем ленивые? 

Ни одно из этих утверждений не отражает сущность систематического характера средних, приведенных в таблице. 

Анализируя результаты, правильнее было бы сказать, что над сложными заданиями работают упорнее только честолюбивые студенты, в то время как над легкими заданиями только ленивые работают упорнее. Другими словами, характер студентов и сложность задания, взаимодействуя между собой, влияют на затрачиваемое усилие. 

Это пример парного взаимодействия между характером студентов и сложностью задания. (Отметим, что утверждения 1 и 2 описывают главные эффекты.)